Блог

Эволюция штангеток Адидас

Статьи Обзоры
По итогам прошедшего несколько недель назад Чемпионата Мира выяснилось, что на подиуме не было ни одного атлета в штангетках от компании Адидас. В комментариях предположили, что дело в спонсорстве (мол, Адидас никого не спонсирует), но можем ответственно заявить, что дело не в этом. Ведь трико от Адидас было на достаточно большом количестве победителей и призеров.

Так как же так случилось, что компания, в обуви которой еще 15 лет назад выступали почти 100% тяжелоатлетов, утратила свои позиции?

Давайте разбираться!
Штангетки Адидас появились на рынке в 70х годах.
Их можно увидеть на легендарном Василии Алексееве на Олимпиаде в Монреале в 1976 году и на ногах многих других чемпионов, рекордсменах и призерах.
В 70х, 80х и до середины 90-х на ногах штангистов был только Адидас плюс немного вариаций от локальных производителей штангеток.
Абсолютные рекорды мира от Крастева (216 в рывке) и Тараненко (266 в толчке) были подняты в Адидас.
К Олимпиаде в Атланте свои штангетки выпустил Рибок и немного потеснил гегемонию немцев. Сборная России с двумя золотыми медалями (Петрова и Чемеркина) и несколькими призерами показала, что поднимать можно и в обуви от других брендов.
Такое положение дел явно не устраивало Адидас и уже к Олимпийским Играм в Сиднее (2000 год) они перешли на абсолютно новую концепцию производству обуви для штангистов.

Во-первых, штангетки стали изготавливаться с применением самых современных текстильных материалов. В сочетании с футуристичным дизайном обувь выглядела просто превосходно.

Во-вторых, Адидас перешел к выпуску нескольких моделей штангеток одновременно.

Так, модель Адистар (которая выпускалась с 1996 года) стала более дорогой, навороченной и позиционировалась как модель для профи. А модель Айронворк была более проста в исполнении, низкая в цене и позиционировалась, как надежная обувь для широких масс занимающихся.

Ну и в-третьих, дизайн штангеток стал изменяться каждый четырехлетний олимпийский цикл.

Эти решения позволили Адидасу значительно опередить конкуретнов уже на Играх 2000 года, а к 2004 году уже полностью захватить рынок.
Adistar 1996
Adistar 2 (2000)
Adistar 3 (2004)
К Олимпиаде 2008 неожиданно появился новый игрок. Еще один глобальный бренд обуви выпустил свои штангетки. Речь о Nike Romaleos 2. Яркие, очень устойчивые на помосте и качественно сделанные, они сразу завоевали популярность среди спортсменов.
Несмотря на то, что в это время Адидас выпускал очень успешную модель Адистар 4 , конкурировать ей с Ромалеос 2 было сложно.
Adistar 4 (2008)


Адидас попытался повторить свою стратегию двухтысячного года - выпускает сразу 3 новых концепта.

Адипауэр - модель для профи ( броская, ярко-красного цвета), Пауэр Перфект - рабочая модель среднего сегмента и недорогая модель Пауэрлифт- для очень широких масс занимающихся.

Adipower 1 (2012)
Power Perfect 2
Powerlift 2

В этот раз данная тактика не позволила вытеснить других игроков с рынка, но часть рынка удалось снова закрепить за собой. На фотографиях с Игр 2012 можно увидеть штангистов в Адидасе и Найк примерно в соотношении 50/50.

К 2016 году Адидас продолжает работать с дизайном трех моделей.
Адипауэр плавно эволюционирует в модель Ляйстунг, Пауэр Перфект за счет смены шнуровки на механизм BOA превращается в модель Дрехкрафт. А вот на Пауэрлифт фантазии дизайнеров не хватило. Эта модель просто начинает выпускаться в десятках различных цветов.
Leistung
Drehkraft
Так же в этот период начинает появляться все больше новых игроков рынка.
Innov-8, Anta, Asics, Do-Win, Rogue, наконец Рибок с целой линейкой моделей.

При столь плотной конкуренции все сложнее становится борьба за потребителя. И в этой борьбе Адидас допустил ошибку. Вместо разработки новых моделей, использования новых технологий и всей мощи своего маркетинга некогда монополист рынка штангеток делает шаг назад. Выпускаются старые модели с другой нумерацией: Адипауэр 2, Пауэр перфект 3 и Пауэрлифт 4.

При этом изменения дизайна коснулись только модели для профи - Адипауэр 2. И изменения эти получились не в лучшую сторону... Такое ощущение, что модель разрабатывали люди, очень далекие от тяжелой атлетики и силового спорта. Текстильный верх и невнятный каблук - это явно не то, что нужно топовым атлетам при работе с рекордными весами.

Adipower 2


Таким образом получилась ситуация, что рынок "убежал" вперед, а штангетки Адидас остались на месте.

И ситуация с отсутствием на пьедесталах Чемпионата Мира по тяжёлой атлетике 2023 спортсменов в штангетках Адидас это закономерный итог этого отставания.

Впрочем, надо отдать должное и другим брендам. Они стараются ввязаться в борьбу за рынок: работают с отдельными сборными и атлетами, привлекают крутых дизайнеров для разработки новых моделей, используют весь современный спектр материалов и технологий.



Следующий год - олимпийский. Все бренды, включая Адидас наверняка приготовили что-то интересное для своих покупателей. Насколько новые штангетки окажутся удачными и конкурентоспособными покажет помост Олимпиады 2024.
Будем следить...